Кругобайкальская железная дорога в 2019 году остается действующей. По уникальному пути ходят три вида туристических поездов: обычный, на тепловозной тяге и самый оригинальный — ретро поезд, в виде старинного паровоза, а иногда в путь отправляется современный ж/д-трамвай типа модерн. КБЖД некоторые туристы и путешественники используют, чтобы добраться до Тункинской долины, расположенной в Бурятии, она действует постоянно, независимо от погодных условий.
История КБЖД
Строительство Сибирской железной дороги, в которую входит Кругобайкальская железная дорога, стало одним из грандиозных проектов не только Российской империи, но и всего аналогичного строительства в мировой практике. История строительства КБЖД не имеет аналогов по сложности и скорости проведения работ. Именно нововведения министра финансов царской России графа С. Ю. Витте, по распоряжению которого были выкуплены железные дороги у акционерных обществ и разных компаний, сделали транспорт государственным.
Затем граф Витте добивается снижения тарифов на проезд в пассажирских поездах по всей России и предпринимает энергичные шаги к постройке Сибирской магистрали, соединившей Центральную часть государства с Восточным регионом. Во время проектирования важнейшей транспортной артерии России весь будущий путь был разделен на несколько основных участков: вначале был построен в течение 4 лет отрезок пути от Иркутска до станции порт Байкал. Одновременно с этим была закончена Кругобайкальская железная дорога Сретенск-Мысовая по восточному побережью Байкала.
Во время дальнейшего строительства нужно было пробить 33 туннеля в скальных породах, весь путь было решено поднять над уровнем озера на высоту более 5 м, чтобы воды Байкала во время шторма не влияли на состояние ж/д пути.
При строительстве Кругобайкальской железной дороги было израсходовано не менее 1 вагона взрывчатки на 1 км пути, объем грунтовых работ по выемке и перемещению скальных пород составил 400 вагонов. Насыпи занимают около 28,7%, а выемки — 71,3%, причем большая часть приходится на скальные породы. Всего было пробито 39 туннелей, пристроено 16 защищающих от камнепада галерей, виадуки сложной конструкции и огромное количество мостовых сооружений.
КБЖД в те далекие времена стали называть Золотая пряжка стального пояса России, вначале проложили только одну ветку, но затем через 7 лет была проложена аналогичная ветка параллельно уже существующей, поэтому пропускная способность Кругобайкальской железной дороги увеличилась вдвое.
КБЖД в период Революции и Гражданской войны была в гуще событий, именно здесь проходили жестокие бои за право владеть такой стратегической магистралью страны, чему свидетели братские могилы погибших защитников вдоль этого пути.
С начала 30-х годов прошлого столетия в течение 20 лет рядом с дорогой происходит строительство населенных пунктов, казарм для солдат, охраняющих стратегическую трассу и инженерные сооружения. Когда было закончено строительство ГЭС на реке Ангара, то путь от областного города до порта Байкал попал под затопление и был разобран. В результате весь участок Кругобайкальской железной дороги оказался отрезанным от основной магистрали, вторые пути ликвидировали, а рельсы и шпалы использовали для прокладки нового пути.
Постепенно поселки вдоль железной дороги опустели, охрану сняли с нестратегического объекта, начался упадок когда-то оживленной магистрали. Единственное средство связи местного населения с цивилизованным миром — очень редко курсирующий по кругобайкальской железной дороге поезд с несколькими вагонами, а паровоз был заменен на тепловоз. Местные жители любовно называют его Матаня, потому что он курсирует туда и обратно по 3 раза в неделю со скоростью не более 20 км/ч.
Карта кругобайкальской железной дороги
Подробная карта КБЖД представлена на фотографии ниже, там указаны все действующие сегодня станции, когда-то стратегической магистрали.
В некоторых туристических буклетах, посвященных Кругобайкальской железной дороге, имеются подробные схемы КБЖД, но они не всегда точные и не отражают действительного величия этого исторического наследия, оставленного царской Россией потомкам.
Длина КБЖД
Круговая байкальская железная дорога — это отрезок старого пути, который входил в Транссибирскую магистраль, он огибает часть восточного и начало южного берега озера Байкал и имеет протяженность по разным данным 89-94 км. Уникальная железная дорога с множеством инженерных сооружений в начале 80-х годов прошлого столетия стала заповедником Российской Федерации.
Сколько тоннелей на КБЖД
При планировании уникальной железной дороги предполагалось пробить от 20 до 35 тоннелей, но в реальной жизни все получилось несколько иначе. Когда завершилась постройка первой ветки, то тоннелей пробили 39, а общая протяженность их была более 7,27 км. Когда через 7 лет начали строить второй путь, то пробили еще два тоннеля, но один из них, № 9, не сохранился, поэтому реально на КБЖД действуют только 40 тоннелей разной протяженности.
Мосты КБЖД
Уникальные инженерные сооружения прошлого века считаются самыми многочисленными на всем протяжении Кругобайкальской железной дороги, только различных мостовых построек через речки и природные преграды на всем пути — 488 шт.
Во время строительства только первой колеи Кругобайкальской железной дороги было построено:
- мостов с пролетами из железных конструкций — 226 шт.;
- каменных виадуков — 6 шт.;
- галерей из природного камня — 14 шт.;
- лотки и трубы из камня — 9 шт.
При строительстве второй ветки КБЖД были воздвигнуты такие инженерные сооружения:
- железобетонные виадуки — 13 шт.;
- мосты и трубы из железобетона — 208 шт.
Станции кругобайкальской железной дороги
Когда-то она связывала областной центр город Иркутск с большой грузовой станцией под названием Слюдянка и имела стратегическое назначение, являясь частью Транссибирской магистрали. Железная дорога проложена вдоль восточного побережья уникального озера Байкал.
Порт Байкал
Именно отсюда стартуют все туристические поезда, курсирующие по Кругобайкальской железной дороге, сюда же они и возвращаются после увлекательного путешествия. Из достопримечательностей этой исторической местности — старый маяк и краеведческий музей. До середины 50-х годов прошлого столетия это была одна из станций главной сибирской ж/д-артерии, а сейчас уже – седая история. Здание вокзала было отреставрировано, ему вернули исторический вид начала XX века.
Станция Хвойная
Она возникла во время прокладки первого пути магистрали и имеет набор всех необходимых станционных построек для обслуживания пассажиров, во время прокладки второй ветки вокзал станции был перемещен на 150 м, а узкие перроны были существенно расширены. В начале 30-х годов прошлого века станцию переименовали в Уланово, как и поселок рядом с ней. После того как Кругобайкальская железная дорога вышла из состава Транссибирской магистрали, станция мало загружена, до сегодня из старых построек сохранилось только здание из камня для подъема воды и глубокий резервуар, выложенный из местного камня. Здание вокзала было отреставрировано совсем недавно.
Остановка Маритуй
Все станционные служебные постройки и комплексы для обслуживания паровозов сохранились в первозданном виде, даже имеется действующее почтовое отделение, которое обслуживает население поселка, расположенного рядом со станцией.
Мыс Маритуй был в числе природных препятствий на пути Кругобайкальской железной дороги, которые с успехом преодолели строители магистрали.
Комплекс Киркерейский
Через 3 км есть еще одна историческая достопримечательность Кругобайкальской железной дороги — два тоннеля, первый тоннель №18 был пробит во время строительства дороги, а также мост из металла и каменные подпорные стенки. Из-за возможных обвалов, во время землетрясения лето 1905 года свод обрушился, пришлось заново возводить 50 м. Во время прокладки второй ветки пути был параллельно пробурен второй тоннель под номером №18-bis, а первый тоннель прекратили эксплуатировать.
Вся конструкция нового тоннеля была выполнена по специально разработанному проекту, который исключал повреждения выработки от землетрясений. Из старого тоннеля были убраны рельсы, он используется только для экскурсий — на стенах и сводах до сих пор сохранились черные пятна от сажи, которые свидетельствуют, что когда-то здесь мощные паровозы тащили по КБЖД тяжелые составы.
Поселок Ангасолка
Он знаменит тем, что здесь находится музей художника Рериха и рядом расположены арочный железобетонный мост и каменный виадук Кругобайкальской железной дороги, которые сохранены в первозданном виде. Во время длительной остановки экскурсионных поездов туристы фотографируются на фоне монументальных сооружений, которым более 100 лет.
Село Култук
Последней станцией старой Кругобайкальской железной дороги является Култук, в прокладке которой были некоторые нюансы:
- вдоль берега озера;
- посередине поселка и далее через болото;
- за селом по пашням и далее по болоту.
После долгих расчетов и споров был выбран второй вариант, а жителям села, которые пострадали от прокладки железнодорожного пути, была выплачена контрибуция из государственной казны.
Слюдянка
Эта узловая станция – очень важное место на Транссибирской магистрали, здесь стыкуются Кругобайкальская железная дорога и действующая сибирская транспортная артерия ж/д-перевозок. Название произошло от горных приисков по добыче слюды.
Все поезда, прибывающие от стации порт Байкал, делают здесь остановку не менее часа, чтобы путешественники могли прогуляться, осмотреть уникальное, единственное в мире здание вокзала, полностью построенное из местного белого мрамора, раньше здесь можно было купить копченого омуля у местных рыбаков.
Достопримечательности железной дороги вокруг Байкала
На всем протяжении Кругобайкальской железной дороги встречается множество достопримечательностей, как рукотворных, так и природных.
Поселок Шумиха
Окрестности поселения богаты историческими местами: Шумихинский мыс, долина между речками Большая и Малая Шумиха, старинный тоннель большой протяженности, две каменные галереи, парное инженерное сооружение Кругобайкальской ж/д-металлический мост и виадук из железобетона, а также несколько подпорных стенок, которые построили не только русские строители, но и мастера из Италии.
Итальянская подпорная стенка
Самая большая располагается недалеко от станции Шумиха в районе 101-103 км Кругобайкальской железной дороги, внешне напоминает ажурные альпийские мосты, но на самом деле служит защитой от обвалов или камнепада. Подпорная стенка выполнена итальянскими мастерами в традициях начала XX века, таких сооружений на КБЖД несколько: имеются аналогичные стенки на 93 и 123 км старой дороги.
Поселок Половинный
Это место считается одним из самых красивых на всем протяжении Кругобайкальской железной дороги, потому что здесь рядом расположены природные достопримечательности и инженерное искусство вековой давности. Именно здесь находится самый длинный тоннель КБЖД, протяженность которого более 778 м, его оригинальность в том, что он прямой и при входе в него виден выход из грандиозного сооружения.
В непосредственной близости расположен и самый короткий на Кругобайкальской железной дороге тоннель, длина которого всего около 30 м, проходит он под скалой, где на крутых склонах расположился птичий базар серебристой чайки, поэтому и назвали местные жители это место Чайкиным утесом.
Еще одна достопримечательность мыса Половинный — подводный нейтринный телескоп, высота конструкции 70 м, а диаметр 42 м, он установлен на глубине 1,3 км в озере Байкал недалеко от оконечности мыса. Эта уникальная установка помогает астрономам лучше узнать, какие сложные процессы происходят на солнце.
Тоннель № 9-бис
Грандиозное сооружение Кругобайкальской железной дороги было выполнено в обход бухты Березовой, состоит из 61 кольца, фундамент и стены выложены из бутового камня, первые 6 колец от входа и последние 5 на выходе облицованы колотым камнем для особой прочности. В тоннеле сделаны ниши по 7 с каждой стороны, чтобы обходчики во время проверки состояния пути могли укрыться от проходящих составов.
Арки обеих входов были обрамлены выступающими колоннами и верхним перекрытием, сложенными из чисто обработанных камней, а в верхний, выступающий пилон, посередине была вставлена эмблема министерства путей сообщения. Вход со стороны Иркутска был разрушен во время сильного селевого потока летом 1971 года, который снес все на своем пути, поэтому восстановить часть исторической кладки не удалось.
Мыс Киркирей
Это 123 км Кругобайкальской железной дороги, здесь наглядно видно, как трудно было в начале прошлого века пробивать скальные породы. Вначале был проложен туннель через узкую скалу, но из-за угрозы обвала планы изменились, поэтому при строительстве второй ветки оба пути были проложены через новое место. Длина нового тоннеля стала 600 м, чтобы протекающий рядом ручей не подтапливал инженерное сооружение, на высоте более 65 м была построена плотина и несколько желобов, по которым излишки воды сливались в озеро, не причиняя вреда Кругобайкальской железной дороге.
Шабартуйский комплекс
На 130 км Кругобайкальской железной дороги находится уникальное соседство железного пролета в 43,2 м и двухпролетного виадука арочного типа из железобетона.
Старая Ангасолка
Название станции и расположенного рядом поселка происходит от бурятского слова онгосо, что переводится как судно, лодка или челнок, при строительстве Кругобайкальской железной дороги станция называлась Ангасолка, но в 60-х годах прошлого века был построен рядом поселок с аналогичным названием, поэтому в название добавили слово старая. После этой станции начинается участок дороги, наиболее насыщенный архитектурными и инженерными достопримечательностями, первым из них стоит каменный виадук Ангасольский, соединивший в себе мощь и красоту.
Путешествия по кругобайкальской железной дороге
Такой вариант активного отдыха доступен любому человеку, здесь все зависит только от личного желания.
По КБЖД пешком
Для любителей пеших прогулок поход по КБЖД запомнится надолго, т. к. кроме чистого воздуха и редко встречающихся очагов цивилизации, окружать их будет первозданная природа и красота озера Байкал. На всем протяжении Кругобайкальской железной дороги, кроме тоннелей, на берегу через каждые 5 км имеются специально оборудованные места для отдыха, где установлены скамейки стол и выложено камнями место для разведения костра, в некоторых местах имеется места для установки палаток на ночлег.
Во время пешего путешествия по Кругобайкальской железной дороге не стоит спешить, лучше потратить неделю и осмотреть все достопримечательности, но надо основательно подготовиться: спальники, палатка, запасная одежда и обувь. Непогода может застать врасплох, а укрыться практически негде, если рядом нет тоннеля или туристической базы, которых с каждым годом становится больше.
КБЖД на теплоходе
Экскурсии по воде набирают все большую популярность, например, теплоход Баргузин отправляется из города Иркутска в пятницу и по выходным дням. Вначале теплоход спускается по реке Ангаре к порту Байкал, затем часовая остановка на мысе Теплый, вторая остановка в селе Шумиха в течение получаса, затем к мысу Половинный. Здесь стоянка длится 2,5 часа, потом теплоход возвращается в областной центр.
С прочной постановкой льда на озере Байкал вдоль Кругобайкальской железной дороги проложен удобный зимник, поэтому любители зимнего туризма могут по нему добраться в любую часть исторической постройки. Только нужно знать правила движения по такой дороге и строго придерживаться отмеченного вешками пути.
Кругобайкальская железная дорога на ретро-поезде
Существует два вида аналогичных экскурсий:
- Против часовой стрелки, ретро-поезд по КБЖД отправляется из областного центра по средам и субботам до узловой станции Слюдянки, затем по Кругобайкальской железной дороге к порту Байкал и назад в Иркутск.
- По часовой стрелке — четверг, воскресенье. Маршрут имеет точное зеркальное отражение — до Листвянки, затем на паром, а далее по КБЖД до Слюдянки со всеми остановками, а затем по верхней дороге в Иркутск.
Продолжительность экскурсии по Кругобайкальской железной дороге не более 14 часов, но только в летний период. Цены и время отправления нужно уточнять, имеется предварительное бронирование мест.
В вагоне № 3 имеется буфет, где можно приобрести выпечку, соки, чай-кофе, сладости и разные бутерброды. В дорогу можно брать провизию из дома, чтобы организовать пикник на берегу озера Байкал во время длительной остановки в течение полутора часов.
Экскурсии по байкальской железной дороге
Кроме такой экзотики, как путешествие по Кругобайкальской железной дороге на поезде с паровозом многие экскурсионные бюро областного города предоставляют путешественникам экскурсионные туры по КБЖД летом и зимой. Туристы имеют уникальную возможность проехать на комфортабельном поезде, оборудованном удобными креслами и элегантными столиками.
Проводники в термосах разносят кипяток летом и зимой, чтобы пассажиры могли выпить кофе для бодрости или согреться горячим чаем, т. к. экскурсия продолжается практически весь световой день. Во всех вагонах имеются большие экраны, на которых показывают ролики из истории Кругобайкальской железной дороги, на остановках можно осмотреть исторические места и послушать увлекательные рассказы сопровождающего гида, приобрести сувениры, сделать фото на память, а летом даже искупаться в чистых водах Байкала. Вагон первого класса будет удобен для путешествия всей семьей: здесь около каждого столика с комфортом разместятся 4 человека, а во втором классе кресла расположены более компактно.
Кругобайкальская железная дорога в 2019 году
Экскурсионный тур под названием КРУГОБАЙКАЛКА проводится в течение одного дня круглый год, на летний период места надо бронировать заранее, т. к. желающих много, а места в вагонах строго ограничены.
Экскурсионные туры Кругобайкальская железная дорога проводятся по круговой системе с выездом и возвращением в областной центр, в стоимость входит: проезд в автобусе, на пароме, личное место в вагоне экскурсионного экспресса, экскурсии по историческим местам во время остановок.
Фото кругобайкальской железной дороги
Оригинальных и исторических фото КБЖД довольно много, здесь собраны только самые интересные.
Так начиналось строительство грандиозной магистрали, которая связала Центральную часть России и отдаленные территории Хабаровска и Владивостока.
Прокладка тоннелей на Кругобайкальской железной дороге, все работы выполнялись вручную.
Уникальная инженерная конструкция начала XX века и сегодня выполняет на Кругобайкальской ж/д свое предназначение.
Железный двухопорный мост Кругобайкальской железной дороги под названием Царская ферма.
Строительство каменного виадука при прокладке второй ветки Кругобайкальской железной дороги с использованием железобетонных конструкций.
Величие и прочность инженерных конструкций Кругобайкальской железной дороги завораживает — строили из обтесанного камня на века.
Поселок Шумиха расположен в долине между двумя речками около одноименной станции Кругобайкальской железной дороги.
На Кругобайкальской железной дороге существуют два памятника паровозам труженикам: один на станции порт Байкал, а второй — станция Половинная.
КБЖД зимой:
Фотография доказывает, что и в зимний период любителей прогуляться по Кругобайкальской железной дороги, судя по следам, довольно много.
Около уникальных параллельных туннелей Кругобайкальской железной дороги на Киркерейскоммысев любое время года принято сделать фотографию на память.
Тоннели Кругобайкальской железной дороги особенно красивы в зимний период.
Воды Байкала окончательно замерзают только в январе, а частые штормы украшают прибрежные скалы вот такими узорами изо льда, которые называются сокуи.
Заключение
Уникальная Кругобайкальская железная дорога строилась практически вручную, работы не прекращались ни в летний зной, ни в зимние морозы, все конструкции возводились на века. Удивительный факт — инженерные конструкции выполняют свои функции спустя более века после постройки, поэтому экскурсии по Кругобайкальской железной дороге в 2019 году будут также интересны, как и несколько лет назад.
Отзывы о КБЖД